Тематические книжные коллекции - Книга Мастера

Книга Мастера


В Книге Мастера встречаются три мира: мир литературы, мир изобразительного искусства и мир книгопечатания. Книга Мастера — это всегда первоклассный образец каждого их этих миров.

Три мира, слитые воедино

Книга МастераОсобая часть книжного искусства — Книга Мастера — livre d'artiste (дословно книга художника) — возникла во Франции в самом начале XX века и сформировалась в первой его трети. По формальным критериям это дорогое, раритетное издание, рассчитанное не на массового читателя, а на ценителей-библиофилов. Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на особой, также ручного изготовления бумаге маленьким (обычно не более 300–400 экземпляров) тиражом. Однако главная особенность livre d'artiste в том, что это работа художника (живописца, скульптора, графика), а не профессионального иллюстратора. Это произведение, принадлежащее миру «большого» искусства, а не только специфической области библиофильской книги.

Книга Мастера. Книжная коллекция.
Книга Мастера. Книжная коллекция.
Книга Мастера. Книжная коллекция.
Книга Мастера. Книжная коллекция.
Книга Мастера. Книжная коллекция.


Датой рождения livre d'artiste принято считать 1900 год, когда владелец художественной галереи Амбруаз Воллар издал иллюстрированный Пьером Боннаром сборник стихов Поля Верлена «Параллельно» (Parallèlement), начав тем самым свой путь книгоиздателя. Как выделить в необозримом мире иллюстрированных книг те из них, которые относятся к livre d'artiste? Некоторые исследователи указывали на наиболее характерные черты этого явления, подчеркивая его библиофильский характер, — ограниченный тираж издания, ручной набор, особая бумага, авторская графика и т. п., однако это не слишком помогло делу. Основное ядро совокупности рассматриваемых книг определяется достаточно уверенно, однако можно найти книги, единодушно включаемые в эту совокупность, но не обладающие полным набором перечисленных свойств. С другой стороны, легко указать книги, традиционно не входящие в список livres d'artiste, но внешне удовлетворяющие большинству предъявляемых к такой книге требований.

Термин Книга Мастера точнее передает специфику явления, хотя и сохраняет главный недостаток: он концентрирует внимание на каком-то одном человеке, в то время как главная характерная черта явления — совместное творчество нескольких людей. В названной выше книге Боннара — Верлена, кроме имен издателя, автора текста и художника, указаны еще и другие мастера — Огюст Кло, отпечатавший вручную литографии, и Тони Бельтран, вырезавший гравюры на дереве по рисункам Боннара. Разумеется, выполнение отдельных операций различными людьми свойственно изготовлению любого изделия, но выпуск Книги Мастера — это действительно совместный труд нескольких мастеров, каждый из которых имеет определенное влияние на работу своих коллег, представляющих другие профессии.

Словосочетание livre d'artiste позволяет акцентировать «притяжательный» смысл, подразумевая конкретного человека, создателя книги (и это не обязательно художник). Но этот оборот можно интерпретировать и по-другому, предполагая, что речь идет об «артистической» художественной книге. Именно такое понимание демонстрировал известный исследователь искусства книги Ю. А. Русаков, используя выражение livre d'art. Аналогично допустимо считать, что в выражении Книга Мастера нет указания на одного создателя, а есть некоторый эпитет, раскрывающий качественную характеристику книги.

Итак, livre d'artiste — это плод коллективного труда группы единомышленников. В центре находятся художник, издатель и автор текста. Что касается изобразительного искусства, то становление книги мастера связано с именами выдающихся художников, среди которых Боннар, Дюфи, Дерен, Дени, Матисс, Вламинк, Майоль, Леже, Руо, Пикассо, Миро, Шагал, Дали и другие. Созданные ими образцы книжного искусства давно стали музейными экспонатами и включаются в ретроспективные и специальные выставки, посвященные этим художникам. Отличительная черта Книги Мастера — особая связь изображений с текстом. Традиционно художник-иллюстратор создавал графический ряд, соответствующий тексту, дополняющий и поясняющий средствами изобразительного искусства сюжетное содержание литературного произведения.

При работе над Книгой Мастера художник ставил перед собой другую цель — создать независимый от сюжетной канвы текста параллельный художественный ряд, адекватно передающий идею, внутреннее содержание, эмоциональную атмосферу литературного произведения. Неудивительно, что Книги Мастера основывались на произведениях, наполненных символами и образами.

Примером могут служить хорошо известные иллюстрации Гюстава Доре и Сальвадора Дали к «Божественной комедии», Марка Шагала к Библии.



Сортировать по:   рейтингу / новинкам / автору / названию



Данте А. Божественная Комедия / Ил. Эди Легран; Пер. М. Л. Лозинского.

Данте А. Божественная Комедия / Ил. Эди Легран; Пер. М. Л. Лозинского.

«Божественная Комедия» Данте Алигьери — не просто классическое произведение европейской литературы, а метафизическое путешествие человеческой души. В средние века, когда Данте создавал свою поэму, загробные путешествия были очень популярны. Но поэт преобразовал загробный мир в стройную систему мироздания так, что...   Подробнее»

Данте А. Божественная комедия / Ил. Сальвадора Дали: в 3 т.

Данте А. Божественная комедия / Ил. Сальвадора Дали: в 3 т.

«Божественная Комедия» Данте Алигьери — не просто классическое произведение европейской литературы, а метафизическое путешествие человеческой души. В средние века, когда Данте создавал свою поэму, загробные путешествия были очень популярны. Но поэт преобразовал загробный мир в стройную систему мироздания так, что...   Подробнее»

Данте Алигьери Божественная комедия: Ад / Ил. Сальвадора Дали

Данте Алигьери Божественная комедия: Ад / Ил. Сальвадора Дали

«Божественная Комедия» Данте Алигьери — не просто классическое произведение европейской литературы, а метафизическое путешествие человеческой души. В средние века, когда Данте создавал свою поэму, загробные путешествия были очень популярны. Но поэт преобразовал загробный мир в стройную систему мироздания так, что...   Подробнее»

Данте А. Божественная комедия / Ил. Г. Доре, С. Дали: в 3 т.

Данте А. Божественная комедия / Ил. Г. Доре, С. Дали: в 3 т.

«Божественная комедия» Данте Алигьери — классика европейской литературы, шедевр средневековой словесности и венец творчества гениального флорентийца. Традиционный для католицизма сюжет загробного путешествия человеческой души Данте использовал для создания стройной системы мироздания. Царство мертвых в изображении итальянца описано столь подробно и...   Подробнее»

 Библия / Ил. Марк Шагал: в 2 т.

Библия / Ил. Марк Шагал: в 2 т.

Среди иллюстрированных книг, называемых livres d’artiste, библейские тексты занимают почетное место. Художники XX века охотно иллюстрировали книги Ветхого Завета — Бытие, Книгу Руфь и Книгу Иова, Книгу Екклезиаста и Песнь песней Соломона; книги Нового Завета — все Евангелия и Откровение...   Подробнее»

Данте А. Божественная комедия: в 3 т.

Данте А. Божественная комедия: в 3 т.

Коллекционное издание. Тираж: 30 нумерованных экземпляров. «Божественная комедия» Данте Алигьери — классика европейской литературы, шедевр средневековой словесности и венец творчества гениального флорентийца. Традиционный для католицизма сюжет загробного путешествия человеческой души Данте использовал для создания стройной системы мироздания. Царство мертвых в изображении...   Подробнее»

Пушкин А. С. Комплект из двух изданий: Пушкин А. С. «Пиковая дама»; «Во власти Пиковой дамы»: альбом иллюстраций

Пушкин А. С. Комплект из двух изданий: Пушкин А. С. «Пиковая дама»; «Во власти Пиковой дамы»: альбом иллюстраций

Коллекционный комплект изданий. Тираж: 30 нумерованных экземпляров. Комплект состоит из двух книг. Первый том содержит иллюстрированный текст мистической повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». К изданию прилагается факсимильное воспроизведение пушкинских рабочих тетрадей с набросками к «Пиковой даме» из архива Института русской литературы РАН...   Подробнее»

Гоголь Н. В. Мертвые души / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

Гоголь Н. В. Мертвые души / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

В 1923 году парижский меценат Амбруаз Воллар, человек с большим весом в мире искусства, задумал издать серию популярных романов, оформленных не книжными графиками, а известными художниками. На предложение Воллара с энтузиазмом откликнулся Марк Шагал, правда, вместо предложенного французом «Генерала Дуракина»...   Подробнее»

Гоголь Н. В. Тарас Бульба

Гоголь Н. В. Тарас Бульба

Коллекционное издание. Тираж: 30 нумерованных экземпляров. Живая, динамичная проза Н. В. Гоголя повествует о борьбе Запорожской сечи против шляхтичей, показанной через призму жизни и подвига казачьего полковника Тараса Бульбы. Нить повествования бережно соткана автором из песен, легенд, преданий и летописных сводов...   Подробнее»

Гоголь Н. В. Мертвые души. Азербайджанский язык / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

Гоголь Н. В. Мертвые души. Азербайджанский язык / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» с иллюстрациями Марка Шагала, изданная на азербайджанском языке. В 1923 году парижский меценат Амбруаз Воллар, человек с большим весом в мире искусства, задумал издать серию популярных романов, оформленных не книжными графиками, а известными художниками. На...   Подробнее»

 Эдгар Дега. Оттенки телесного: Неизвестная графика

Эдгар Дега. Оттенки телесного: Неизвестная графика

Коллекционное издание. Тираж: 50 нумерованных экземпляров. В представленном вашему вниманию альбоме воспроизведены уникальные графические произведения Эдгара Дега: гравюры и рисунки, иллюстрирующие сразу четыре издания, вышедшие малым тиражом и ставшие библиографической редкостью. Это полное собрание книжной графики художника известной на сегодняшний день....   Подробнее»

Бодлер Ш. Цветы зла. Илл. Э. Герга: в 2 т.

Бодлер Ш. Цветы зла. Илл. Э. Герга: в 2 т.

Сборник стихотворений французского поэта-символиста Шарля Бодлера публикуется в переводе Адриана Ламбле по изданию «Цветы зла», увидевшему свет в 1929 году в Париже. Пять стихотворений второго тома («Теодору де Банвилю», «Трубка мира», «На картину „Тассо в темнице”», «Lola de Valence», «Стихи...   Подробнее»

Гоголь Н. В. Мертвые души. Армянский язык / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

Гоголь Н. В. Мертвые души. Армянский язык / Ил. М. Шагала: Т. 1: в 2 ч.

В 1923 году парижский меценат Амбруаз Воллар, человек с большим весом в мире искусства, задумал издать серию популярных романов, оформленных не книжными графиками, а известными художниками. На предложение Воллара с энтузиазмом откликнулся Марк Шагал, правда, вместо предложенного французом «Генерала Дуракина»...   Подробнее»

Башмаков М. И. Книга мастера: Иллюстрированные книги художников парижской школы 1900–1986

Башмаков М. И. Книга мастера: Иллюстрированные книги художников парижской школы 1900–1986

Книга представляет собой обзор изданий, иллюстрированных художниками Парижской школы XX века. Автор исследует пути слияния трех миров: литературы, изобразительного искусства и типографики — в виде нового объекта искусства — книги мастера. Издание богато иллюстрировано материалами из трехсот книг мастера, большинство которых...   Подробнее»

Верлен П. Вольные сочинения

Верлен П. Вольные сочинения

Коллекционное издание. Тираж: 50 нумерованных экземпляров. Самый эпатажный и проникновенный из французских поэтов, Поль Верлен написал в стихах историю своей души. Сборник «Вольные сочинения» состоит из четырех циклов: «Подруги», «Девки», «Женщины», «Мужчины». Это путешествие в сокровенный мир подлинного эротизма. Плавные и...   Подробнее»

Аполлинер Г. Бестиарий, или Кортеж Орфея

Аполлинер Г. Бестиарий, или Кортеж Орфея

Сборник стихотворений «Бестиарий, или Кортеж Орфея» французского поэта Гийома Аполлинера публикуется в переводе Михаила Яснова по изданию Apollinaire G. Le Bestiarie, увидевшему свет в 1911 году в Париже. Иллюстрации Тави Ноттона репринтно воспроизведены по изданию Apollinaire G. Le Bestiarie (Paris, 1966).   Подробнее»

Эрнст М. Неделя доброты: роман-коллаж

Эрнст М. Неделя доброты: роман-коллаж

Коллекционное издание. Тираж 30 нумерованных экземпляров. Шокирующие, таинственные образы сюрреалистического романа Макса Эрнста «Неделя доброты или Семь смертельных элементов» впервые предстали перед зрителями Парижа в 1934 году в виде серии из пяти тетрадей в ярких цветных переплетах. Художник отошел от обычных...   Подробнее»

Мюссе А. де. Гамиани, или Две ночи сладострастия

Мюссе А. де. Гамиани, или Две ночи сладострастия

Коллекционное издание. Тираж: 30 нумерованных экземпляров. Появившись на свет в 1833 году из-под пера молодого литератора Альфреда де Мюссе, эта книга произвела ошеломляющее впечатление на современников. Большой славы автору она не принесла, поскольку сразу была запрещена и долгие годы распространялась только...   Подробнее»

Голицинский А. П. Уличные типы

Голицинский А. П. Уличные типы

Коллекционное подарочное издание. Тираж: 30 нумерованных экземпляров. Выражение «уличные типы», широко распространенное в XIX веке, сегодня утратило актуальность и практически не употребляется. Современному человеку необходимы пояснения, что уличными типами называли представителей пестрой толпы на улицах и площадях любого города: торговцев, нищих, продавцов...   Подробнее»

Сирота Д. И. Белая ночь в летнем саду: Серия графических работ

Сирота Д. И. Белая ночь в летнем саду: Серия графических работ

Издание представляет собой новый цикл графических работ известного петербургского художника Дмитрия Игоревича Сироты «Белая ночь в летнем саду». Д. И. Сирота родился в Ленинграде в 1955 г.; в 1982 г. окончил скульптурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И....   Подробнее»

 Философия Терезы: в 2 кн.

Философия Терезы: в 2 кн.

«Философия Терезы» может считаться первым французским эротическим романом, более того, это истинно парижский роман, созданный в городе, который сам по себе является любовным дискурсом. Книга была издана в середине XVIII века, в годы, предшествовавшие Великой французской революции, когда идеалы гражданской...   Подробнее»

© Издательство «Альфарет», 2007-2018. Все права защищены.