Новинки изданий, коллекций    



15.07.2010  Величайшее светило божественного просвещения

Карл Эккарстгаузен оставил след в истории мировой литературы благодаря своим многочисленным трудам по философии, религии, эзотерике и оккультизму. Основным направлением его литературного творчества было исследование мистических явлений, изучение теории тайных сил, познание сущности бытия.

Несмотря на довольно резкую критику Эккартсгаузеном многих философских и эзотерических течений, масонских постулатов и положений, он был довольно популярен среди дворянской интеллигенции и деятелей масонского движения в России. Во многих его произведениях можно найти идеи, близкие мыслям и высказываниям Парацельса, Фладда, Беме, Сведенборга и многих других. Иметь эти произведения в своей библиотеке считалось знаком хорошего тона в среде русского дворянства XVIII–XIX вв.

Во многом популяризации книг Эккартсгаузена в России способствовали масонские ложи. На русский язык было переведено около двадцати пяти сочинений немецкого философа, некоторые выдержали по два и больше изданий. Тем не менее, после выхода в свет эти книги очень быстро становились редкостью и в силу того, что пользовались чрезвычайным успехом, и в силу трагических обстоятельств, как, например, пожар Москвы 1812 года, в котором сгорела, в частности, большая часть тиража издания «Мысли о положительном начале жизни и отрицательном начале смерти». Основная заслуга в распространении идей Эккартсгаузена принадлежит известным русским масонам И. В. Лопухину и А. Ф. Лабзину. С первым из них у Эккартсгаузена сложились дружеские отношения, установившиеся после выхода в свет сочинения Лопухина «Некоторые черты о внутренней церкви» (1798), с которым баварский теософ познакомился в немецком переводе и дал очень высокую оценку. Лопухин в свою очередь называл Эккартсгаузена одним из «величайших светил божественного просвещения».

В творчестве Эккартсгаузена обычно выделяют два периода. К первому относятся сочинения, которые Эккартсгаузен создал под воздействием идей немецкого Просвещения, будучи глубоко убежденным, что истинной религией является «естественная религия разума», что между наукой и религией нет непреодолимых противоречий. К этому периоду относятся труды юридическо-нравственного характера: «Опыты и реляции для выступлений как упражнение для начинающих правоведов» (1789), «Судейские истории» (1782), «Нравственное учение для всех сословий» (1784), «Речи о благе человечества» и др. Но примерно к концу 80-х гг. в миросозерцании Эккартсгаузена усилились мистико-теософские наклонности и он перешел к идее дарованного Богом знания, которое нисходит на человека благодаря его неустанной работе над собой, через смиренный, кропотливый труд на благо всего человечества. При этом Эккартсгаузен не утратил интерес к научной сфере (равно как и не отказался от идей Просвещения), хотя тот и принял довольно причудливый характер. Философа-мистика занимали самые разные области знания — математика, механика, оптика, ботаника, химия, медицина, не считая широкого спектра гуманитарных наук. Все эти области знания соединяются у него с идеей внутреннего человеческого преображения, все они оказываются полезными и истинными не сами по себе, а потому, что ведут человека к религиозному познанию, к служению другим людям.

Переходом к этому второму этапу стала вышедшая в четырех томах книга «Разъяснения к магии и мистические ночи» (1787–1791), в которой Эккартсгаузен погружается в таинственный мир мистицизма. Этот период охватывает следующие труды: «Собрание замечательнейших видений» (1793), «Ключ к таинству природы» (1794), «Набросок новой химии» (1800), «Облако над святилищем» (1802) и многое другое. Особой популярностью пользовалась его работа «Бог есть любовь чистейшая» (1790), за короткий срок переведенная почти на все европейские языки и выдержавшая свыше шестидесяти изданий.

В число репринтных воспроизведений издательства «Альфарет» вошли сочинения, относящиеся ко второму творческому периоду автора. Помимо упомянутых выше, второе рождение получили следующие книги: «Верное лекарство от предубеждения умов» (1798), «Важнейшие иероглифы для человеческого сердца» (1803), «Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню» (1803), «Ночи, или Беседы мудрого с другом» (1804), «Открытия волшебных таинств, служащих к объяснению народных суеверий и заблуждений» (1809), «Мысли о положительном начале жизни и отрицательном начале смерти» (1810), «Наука чисел» (1815), «Кодекс, или Законоположение человеческого разума» (1817), «Религия, рассматриваемая как основание всякой истины и премудрости» (1818), «Бог во плоти, или Христос между человеками» (1818), «Омаровы наставления: Книга для света, каков он есть, а не каким быть должен» (1819).

Эти издания будут интересны всем ценителям редких книг, станут замечательным приобретением для любой литературно-исторической коллекции.

Поскольку сочинения Карла Эккартсгаузена не потеряли исторического значения, литературной ценности и в нынешнее время, издательство «Альфарет» в ближайшее время планирует выпустить в свет и другие произведения этого незаслуженно забытого автора.

© Издательство «Альфарет», 2007-2018. Все права защищены.