Новинки изданий, коллекций    



13.12.2010  Устав «особенного Лицея» под патронажем Александра I

Роскошно оформленный рукописный экземпляр «Устава Императорского лицея» с иллюстрациями К. С. Новоселова посвящен императору Александру I, он представляет культурную и художественную ценность. Факсимиле устава выпущено в издательстве «Альфарет» тиражом десять нумерованных экземпляров к юбилею Императорского Царскосельского лицея. Подготовка к выпуску осуществлена совместно с Всероссийским музеем А. С. Пушкина. Царскосельский лицей является его филиалом и находится в ведении директора музея С. М. Некрасова, воплотившего свою идею сделать доступным для просмотра посетителей музейного экспоната. В 2011 году место оригинала займет его точно воспроизведенная копия. Не только текст, но и оформление устава привлекают к себе пристальное внимание. На переплете внушительных размеров изображен вензель Александра I. На каждой странице текст, выполненный классической каллиграфией, обрамлен рамкой с древнегреческими колоннами и символичными рисунками обучающихся юношей. Все 12 листов раскрашены акварелью, прошиты вручную. 

Царскосельский лицей первоначально задумывался как привилегированное учебное заведение, «поводом к созданию Лицея послужило намерение Александра I открыть учебное заведение, в котором могли бы вместе с несколькими сверстниками пройти курс наук великие князья». Идея не была осуществлена, но реформаторскую деятельность в сфере образования император не оставил. Он поддержал работу М. М. Сперанского, сочинившего в 1808 году первый проект «особенного Лицея». Все в документе было рассчитано на подготовку проводников реформ в государстве: «некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище. Как видно из текста проекта, целью создания новой школы обучения для молодого поколения дворянской России было воспитание патриотов, способных достойно проявить свои способности на гражданской и военной службе. Уникальное заведение с солидным отечественным профессорско-преподавательским составом противопоставлялось домашнему воспитанию иностранными гувернерами с сомнительной педагогической подготовкой. Оно должно было привлечь внимание дворян качеством даваемых знаний и дальнейшими привилегиями для их детей. Лицейское образование приравнивалось к университетскому или обучению в Пажеском корпусе. Выпускники Лицея имели большие права и преимущества, могли стать государственными чиновниками высшего ранга, сделать карьеру на военном поприще. Элитное учреждение находилось под патронажем императора.

12 августа 1810 года Александром I был утвержден «Устав Императорского лицея». Устав регламентировал всю учебную и хозяйственную жизнь лицея. Он предписывал принимать в Лицей только мальчиков 10–12 лет «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье», предусматривал иметь в штате шесть профессоров для чтения лекций по основным дисциплинам, запрещал выезд воспитанников домой в учебное время. В продолжение 6 лет обучения изучались науки: нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения.«Основное правило доброй методы или способа учения, — по уставу, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». В нем был закреплен запрет телесных наказаний учеников. Преподавателям вменялось следить, чтобы никто из воспитанников не находился в праздном состоянии и не отставал от учебного процесса. Один из первых лицеистов И. И. Пущин так описывал распорядок учебного дня: «Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7-ми до 9-ти часов — класс. В 9-ть — чай, прогулка до 10-ти. От 10-ти до 12-ти — класс. От 12-ти до часу — прогулка. В час — обед. От 2-х до 3-х или чистописанье или рисованье. От 3-х до 5-ти — класс. В 5-ть — чай, до 6-ти — прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам — танцеванье или фехтованье. Каждую субботу — баня. В половине 9-го часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация [отдых]. В 10-ть часов — вечерняя молитва — сон».

11 января 1811 года обнародуется «Постановление о Лицее», в котором говорится, что каждый дворянин, заинтересованный в обучении его детей в данном учреждении, может ознакомиться с «Уставом Императорского лицея». Многие воспользовались предоставленной возможностью и изъявили желание после прочтения этого документа заменить своим чадам домашнее воспитание на государственное лицейское. Возможно, это произошло еще и потому, что не последнее место отводилось в нем наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно — понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих». После вступительных экзаменов в число учащихся было зачислено 30 дворянских детей. 19 октября в Царском Селе происходит торжественное открытие лицея. Среди первых воспитанников имена А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина, прославивших его в истории.

© Издательство «Альфарет», 2007-2018. Все права защищены.