Новинки изданий, коллекций    



29.09.2009  Великий путь: из настоящего в прошлое

Издание «Великий путь» посвящено завершению основного этапа строительства Транссибирской железной дороги — «Великого пути», соединившего Европейскую Россию с Тихоокеанским побережьем и ставшего значительной вехой в освоении Сибири. Авторы альбома, являющегося по своей сути фоторепортажем о природе и достопримечательностях Сибири, основных моментах строительства Транссибирской магистрали, приглашают читателей в путешествие по сибирским просторам. Причем для современного человека эта экскурсия увлекательна вдвойне, так как ярко и наглядно дает понять, с чего все начиналось.

«Быстро мелькают пред глазами путешественника железные и деревянные мосты, трубы, вид которых несколько сглаживает однообразие пути... Деревья растут настолько близко друг к другу, что напрасно бы ваш взгляд старался проникнуть вглубь леса, он не проницаем, и, словно заколдованный великан, ждет могучего удара, который бы сорвал тяготеющие над ним чары. Кругом царит безмолвная тишина, нарушаемая лишь шумом поезда, этим вестником надвигающейся волны света, цивилизации, которых так долго ждал этот богатый, хотя и угрюмый и неприветливый с виду край». Но вот тайга расступается и взору читателя открывается вид села Боготол, являющегося местом найма рабочих на золотые прииски. «Во время найма рабочих село приобретает праздничный вид, — вводят читателя в курс дела авторы повествования, — и обычное мирное течение жизни обывателей нарушается вторжением массы рабочего люда, который, надо заметить, вознаграждает боготольцев за прием довольно щедро полученным им от нанимателя задатком». Узнав, как на жителях поселка отразилось появление железной дороги, читатель снова садится в воображаемый поезд. Он летит дальше, минуя железнодорожные станции, переселенческие пункты и небольшие поселки, делая остановки в крупных городах — таких как Мариинск, Томск и Красноярск. Улицы с деревянными тротуарами, сады, церкви, библиотеки, гимназии и университеты — юность сибирских городов, противореча времени, живет на фотографиях альбома. Подробные комментарии, сопровождающие каждую иллюстрацию, позволяют узнать об общественной жизни и занятиях горожан, об особенностях природы, верованиях и быте аборигенов Сибири, технических нюансах и стоимости железнодорожных сооружений, а также многом другом.

Этот путь был действительно велик. Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходимые леса создавали для строителей большие трудности. И в этой борьбе с природой оставалось только побеждать.

Одно из важнейших событий приходится на 30 августа 1896 года, когда состоялась закладка первого камня в одну из опор моста через величайшую реку Сибири — Енисей (у эвенков — Иоанесси, то есть, большая вода). Мост был сооружен русскими рабочими и техниками под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Императорского московского технического училища Лавра Проскурякова. В альбоме запечатлены молебен и гулянье перед закладкой моста, железнодорожные пристани на берегах Енисея. В 1900 году мост через Енисей, получивший название «Царский», был удостоен Гран-при на первой Всемирной технической выставке в Париже «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». В 30-е годы XX века, когда для повышения пропускной способности Транссибирской магистрали укладывали второй путь, рядом с этим мостом был сооружен еще один, конструктивно подобный. В 90-е годы началось строительство третьего моста, и после ввода его в эксплуатацию самый известный мост Российской империи был демонтирован.

Безжалостный песок времени засыпает порой целые цивилизации. Но он бессилен, когда хранителями истории становятся книги. И альбом «Великий путь» блестящее тому подтверждение.

© Издательство «Альфарет», 2007-2018. Все права защищены.